Наверх
6.02.2013, 23:50

Змеиный камень

Змеиный камень
Змеиный камень
Змеиный камень

Змеиный камень представляет собой гранитную глыбу, исключительно необычную для Шатурских болот, которая некогда была языческим святилищем, а позже святилищем уже православным — бьющий из под камня родник был освящён, рядом стояла часовня (не сохранилась). Село Шатур считается древней «столицей» территории нынешних Шатурского и Егорьевского районов, давшей название современному городу Шатура. Церковь в селе Шатур в своё время расписывал небезызвестный Грабарь.

Письменное упоминание о Шатуре впервые появилось в 1423 г. в духовной грамоте великого князя Московского Василия Дмитриевича. Сельцо Шатур было одним из сторожевых постов, что стояли на границе Великого Владимиро-Суздальского княжества с Муромо-Рязанским, которая в старинные времена проходила по реке Поля до села Кривандино, откуда резко поворачивала на восток. Шатур был расположен в очень удобном для сторожевого поста месте — на небольшом возвышении, защищенном от внезапного нападения рекой Полей. Загадочное здесь начинается буквально с названия. Такое непривычное нашему русскому уху слово скорее всего досталось в наследство от древнейших насельников края — финно-угорских племён. На берегу истинно мещерской, тихой и тёмной речки Поли жило племя мурома, а рядом с ним мещера. Корень «ур» встречается почти во всех финских названиях сохранившихся на землях, которые некогда занимала мурома. Этот удивительный факт позволяет очень точно очертить их границы их проживания. Происхождение этого корня не только до конца не выяснено, но даже напротив, в последнее время появилось сразу несколько теорий, объясняющих его значение. Одни выводят его из древне-мордовского слова «ур» — «белка». Тогда можно предположить, что белка была тотемным животным племени мурома, но это не подтверждается данными фольклора, мифологии этих мест соседних угро-финских народностей. Вторая гипотеза трактует «Ура», как «змеиного Бога» или «Змеиного царя».

Действительно, змеи часто обожествлялись в языческие времена. Возможно остатки именно этого культа несколько лет назад исследователи обнаружили восточнее, в глухой Рязанской части Мещеры, где в народных представлениях змея занимала место чёрта. Кстати фамилия Змиёв распространена в Егорьевском районе.

Корень «шат», родственный мордовским словам, трактуется как «невысокая горка». Именно на этой горке и возник, а к 16 веку уже стал центром волости Шатур. Это было время христианизации и активного проникновения славян в эти края. На древнем холме, возможно служившем капищем, была поставлена первая деревянная церковь. Самые древние церкви строились на языческих капищах и в Новгороде, и в Муроме, и во многих других городах и весях. Чудские жальные (священные) камни сложены в алтарях старинных церквей Северо-запада России, а во дворе одной из муромских церквей даже лежит поверженный языческий идол. Однако часто древние святыни вписывались в новую религию. Так было и в Шатуре — поклонный камень и священный родник в версте южнее села почитался и в христианские времена. Есть свидетельства, что в 19 веке около камня с ключом была часовня. Камень с родником и церкви составляли единый комплекс.

Змеиный камень

♥ 2
Send link to Twitter
Send to Facebook
Similar posts
Comments

♥0
8 February 2013 20:06
У меня есть дача в Шатуре. Там каждый год всё в дыму, находиться вообще нереально. А в ключе купался, вода +10 но тогда как-то норм было. )
Information

Members of Гости cannot leave comments.