Наверх
22.08.2013, 17:18

Меч и щит СССР. Танки времён ВОВ.

Легкий танк БТ-7

17 штук таких танков входило в состав 16-й ОТБр Волховского фронта к концу зимы 1942 года. Отдельные машины воевали на Ленинградском фронте вплоть до завершения блокады города. Танки БТ-7 – это первые машины, которые смогли перебраться на отвоеванный плацдарм Советскими войсками на Невской Дубровке. В конце сентября 1941 года шесть машин БТ-7, будучи в составе 10-й СБр смогли форсировать реку Нева близ поселка Отрадное. Пока саперам не удалось соорудить переправу для Т-34 и КВ эти «бэтехи» были единственной подвижной техникой для усиления пехотных войск на небольшом Невском пространстве. Также 48-й ОТБ имел в наличии эти танки, которые участвовали в декабрьских сражениях 1941 года у невской Дубровки , а также 86-й и 51-й ОТБ и 287–й ОТБ, который находился с ноября 1941 года по 1943 год на Ораниенбаумском плацдарме. С этого же места БТ-7, которые остались в составе 98-го, ОТП сумели принять участие в атакующих действиях Советских войск в январе 1944 года.

Легкий танк БТ-5

Ещё в самом начале ВОВ советская армия насчитывала 1270 линейных, а также 402 радийных танка БТ-5. Уже за три месяца войны, большее количество этих машин были полностью утеряно. Весьма длительный срок БТ-5 сражались на ленинградском фронте. Имеется такая историческая статистика: к лету 1942 года в 3-ем ОТБ 42 армии находилось два БТ-5, в составе 86-го ОТБ 55-армии действовало шесть танков БТ-5. В целом по состоянию на первое число июля 1943 года на вооружении в Ленинградском фронте ещё функционировало 28 танков БТ-5 в боеготовом состоянии. В волховском направлении имелся ещё один экземпляр этого танка.

 

Легкий танк БТ-2

Впервые данные танки оказались на вооружении в механизированной бригаде имени Калиновского. Так, первого сентября 1932 года в бригаде в наличии находилось 35 танков БТ-2. в основном эта техника использовалась в учебных целях. В ВАММ Красной Армии на столичных и Ленинградских подготовительных бронетанковых курсах, а также в Ульяновской, Саратовской, Орловской и Горьковской специализированных школах имелось 130 машин БТ-2. В мае 1940 года было принято решение, что все 597 танков БТ-2, которые находятся на вооружении к тому времени должны быть составной частью учебного парка до полнейшего износа. В дальнейшем данные танки подлежали использованию в качестве лома. Но те из танков, которые не были изношены или уничтожены в боях 1941 года, использовались в боевых сражениях и позже. Так самое последнее упоминание о БТ-2 датируется летом 1943 года на Ленинградском фронте.

 

Огнеметные танки на базе КВ

Изначально данный класс танков предназначался для организации прорыва оснащенной дотами обороны противника. А благодаря сильному психологическому воздействию на пехоту фашистов данные машины нашли свое применение на всех направлениях ведения Великой Отечественной войны. В соответствии с приятой в предвоенный период танковой военной доктрине СССР, танки-огнеметы безоговорочно относились к части бронетанковых войск. Первоначально в качестве огнеметных танков использовались модели Т-26 (От-26, От-133 и От-130), к недостаткам которых необходимо отнести слабую броню и, следовательно, высокую восприимчивость к атакам противника. В связи с этим появляется очевидность установки огнеметов на новые танки Т-34 и КВ-1.

 

Тяжелый скоростной танк КВ-1с

Данный вид танков стал поступать на подмогу войскам в ноябре-декабре 1942 года. Боевое крещение танков КВ-1 произошло на Воронежском и Донском фронтах уже в конце 1942 года. Отличием танка КВ-1с от КВ-1 было меньшая толщина бронированных боковых листов и листов корпусного днища, также литая башня была изменена по форме и члены экипажа могли размещаться в башне несколько иначе. Кроме того в КВ-1с была изменена и усовершенствована коробка передач. Техника обладала весьма классической и общей схемой компоновки. За счет сокращения габаритов башни и сокращения высоты кормового отделения корпуса в данном танке сокращался трансмиссионный и боевой отдел. Также некоторые изменения привели к снижению массы агрегатов и узлов трансмиссии, а также ходовой танка.

 

Тяжелый танк КВ-1

По имеющимся исторически данным на 22 число июня месяца 1941 года в составе вооружения красной Армии имелось 638 танков КВ. По оснащенности войск на 1941 год данный танк советской армии мог повернуть любой танк Германии, при этом неся минимальные повреждения в сражении. Подтверждение этому есть в следующих событиях. Так нескольким одиночным КВ удавалось в течении длительного времени сдерживать наступление значительного количества подразделений фашистов. К примеру, имеются сведения, как одиночный КВ-1, преградив путь на дороге у города Остров, на протяжении суток напускал немцев далее по этой дороге на пути в Ленинград. За этот период экипаж машины смог уничтожить 7 немецких танков, одну противотанковую батарею, одну 88-милиметровую пушку, а также некоторое количество грузовиков и бронетранспортеров. Но, в результате танк был повержен 88-милиметровой зенитной установкой врага.

 

Тяжелые танки ИС-3

На основе тяжелых танков КВ-2 и КВ-1 были созданы новые ИС-2 и ИС-3, которые сначала оснащались 85-милиметровой, а впоследствии 122-милиметровой пушкой. На танки Т-34 и КВ, кроме данных пушек была возможность устанавливать танковые автоматические огнеметы (АТО-42) с дальностью ведения огневой атаки свыше 100 метров. Подобный Танк Т-34 нашла не так давно известная поисковая группа «Экипаж». Найденный танк затонул в подмосковном озере.

 

Тяжелый танк ИС-2

Во время прорыва этот танк поступил на вооружение некоторых тяжелых танковых полков. На вооружении танка 122-милимитровая пушка, а также два пулемета. Танк оснащен мощнейшей броней, которая позволяла иметь превосходство над танками фашистов.

 

Танк Т-34-85

Данный танк – это усовершенствованная версия модели Т-34. Танк вооружен 85-миллиметровой пушкой, которая пробивала даже броню тяжелых вражеских танков «Пантера» и «Тигр». Выпускался военной промышленностью с 1943 года, а уже с осени 44 года – это основная машина танковых войск советской армии. В некоторых странах данный танк до сих пор находится на вооружении.

 

Т-34

Этот известнейший танк был спроектирован в результате модернизации легких гусенично-колесных танков из серии БТ. Была увеличена их броня и атакующая мощь. Так в 30-х годах БТ (быстроходные танки) являлись основой механизированных танковых частей РККА. В те годы они обладали весьма хорошими техническими характеристиками и высокими боевыми способностями. Они относились к самым известным и любимым танкам танкистов. Данные танки появились на вооружении в красной армии не случайно, а в результате тактических разработок.

 

Легкий советский танк Т-26

Эта машина была переоборудована финскими конструкторами из огнемета ОТ-133. В течении первой военной зимы и последующих годов (1941-44 гг.) финнам удалось получить множество танков Т-26 в качестве трофеев. 114 единиц починили для своего использования. Так данная техника стала костяком танковых сил финской армии на протяжении трех лет войны. Кроме того данные танки остались на вооружении и в мирное время до 1962 года, когда списали последнюю единицу.

 

Плавающие танки Т-37А и Т-38

По данным на первое июня 1941 года Красная Армия СССР насчитывала 2331 танк Т-37А и 1129 танков Т-38. Не все из этих машин прибывали в полной боевой готовности. По данным РККА в рабочем состоянии были 1371 танк Т-37А и 629 машин Т-28. по техническому состоянию на западные округи страны отводились 523 машины Т-37А и 304 танка Т-38. Можно сделать вывод, что только эта часть танков была в полной боеготовности или требовала лишь незначительного ремонта. Значительная часть этих машин была уничтожена уже в первый месяц военных действий, некоторые из них даже не вступили в бой. Во многих случаях танки оставлялись или взрывались собственно членами экипажа машин по причине неисправностей и поломок. Только отдельные случаи отмеченные грамотным использованием весьма слабых, в техническом плане, машин позволяли оказать определенную поддержку пехотным войскам.

 

Легкий танк Т-70 (Т-70М)

Этот легкий танк, а также его модернизированная версия Т-70М находились в расположении танковых полков и бригад, именуемых «смешанной организацией» вместе с Т-34. Как только бригады перевелись на штатной организацией на однородный состав Т-70М и Т-70 стали использоваться, по большей части, как машины для командования в артеллирейско-самоходных подразделениях и бригадах СУ-76. Порой данными танками укомплектовывали соответствующие танковые подразделения в мотострелковых частях или подразделениях разведки. Т-70 активно задействовались во многих боевых сражениях до самого завершения Великой Отечественной войны. К преимуществам данной машины по сравнению со всеми немецкими, а также чехословацкими легкими танками относилась прекрасная маневренность, лучшая бронезащита и мощность орудий. Основным недостатком этой модели танка следует назвать чрезмерная функциональная нагрузка командира машины, которому необходимо было выполнять также роли заряжающего и наводчика.

 

Легкий танк Т-60

Эти танки начали прибывать на Ленинградский фронт начиная с весны 1942 года, как только, с целью создания 61-й танковой бригады, главнокомандование выделило 60 единиц этой техники с экипажами. История доставки этих танков в осаждаемый город весьма интересна. Машины решено было поставлять в город на специальных баржах для угля. Это выглядело достаточно хорошей маскировкой. Небольшие суда ,поставляющие в город топливо уже примелькались фашистам и в связи с этим навсегда на них начиналась активная атака. Плюс наличие угля на барже добавляло речным средствам определенной и необходимой устойчивости. Погрузка на баржи велась с пирса, который находился выше Волховской гидроэлектростанции. Поверх определенного количества угля, клали деревянный настил, а сверху помещали танки. Затем баржа отправлялась в город. Вражеская авиация так и не обнаружила передвижения нашей боевой части. Первый бой эта 61-я танковая бригада приняла 12 января 1943 года, в стартовый день операции по прорыву ленинградской блокады. Заметим, что эта бригада, как и 118-й, и 61-й танковые батальоны, имеющие в своем составе легкие танки, наступала в передовом эшелоне 67-армии, форсировав оледенелую Неву. Те же части, в расположении которых были средние и тяжелые части вступили в сражения на второй день атаки, благодаря отвоеванному плацдарму в 2-3 километра, а также после укрепления льда специальными настилами.

 

Танк поддержки мото-мехчастей Т-50

Особых подробностей о судьбе танков Т-50 история не сохранила. Данные боевые единицы были произведены в Ленинграде и стояли на вооружении в одной из бригад, которая действовала в районе Карельского перешейка. Определенную часть этих машин удалось захватить финнам, которые они использовали на протяжении всей войны. Танк Т-50 для своего класса был достаточно хорошо оснащен, а после установки на него 57-милиметрового орудия (так как изначально данная модель подразумевала оснастку 57-милиметрововй артсисемой, а 45-милиметровая пушка была продиктована необходимостью) этот танк стал бы наилучшим по пробиваемости брони среди всех существовавших на то время танков в советской армии. Бронезащита Т-50 совсем немного проигрывала Т-34. маневренность и скорость этой боевой единицы на любых покрытиях была выше, чем показатели «тридцатьчетверки». Также следует отметить прекрасные показатели обзорности и плавности движения. Танк был оснащен специальной башенкой для командира, который к тому же освобождался от лишней нагрузки. По затратам на изготовление Т-50 был практически в два раза дешевле, чем Т-34 и первоначально предполагал конвейерную сборку. Также он требовал вдвое меньше цветных металлов и в пять раз меньше – каучука.

 

Легкий танк Т-40

В самом начале войны танков Т-40 в районе западных военных округов практически не было. В тоже время эту модель танков активно задействовали в Московской битве зимой 1941-1942 годов, где данная техника неплохо проявила себя в условиях лесисто-болотистой местности, которая оказалась ограниченно проходимой другими танками (более тяжелыми). Уже первые сражения с противниками, в которых Т-40 стремились использовать в качестве полноценных машин, проявились основные слабости танка, а именно, недостаточная бронезащита и слабая мощь орудий. В качестве разведывательных, а также плавающих их уже перестали использовать, а для каких-либо других целей они попросту не годились. Но острейший дефицит тяжелых и средних танков вынуждал бросать в сражения и эту машину.

 

ХТ-26

Хт-26 является легким огнеметным (химическим) танком советских войск. Был создан на основе легкого танка Т-26. Производился несколькими сериями с 1932 по 1936 годы. Весьма успешно использовался в походах на Западную Украину, в Зимней Войне, а также в первые периоды Великой Отечественной войны.

Прототип танка ХТ-26 испытывался на специальном химическом испытательном полигоне красной армии в середине 1932 года, при этом продемонстрировал неплохие показатели. По главным характеристикам химический танк не проигрывал пулеметному Т-26, но при этом дальность метания огня составляла лишь 35 метров, при расходе около 5 литров огневой смеси за секунду.

 

КВ-2

Тяжелый танк КВ-2 был сконструирован в Ленинграде на Кировском заводе Котиным, а изготовлен уже в начале 1940 года. Главой группы, занимающейся проектировкой, был Духов. КВ-2 создавался с целью прорывов значительно укрепленных оборонительных полос (то есть для разрушения дзотов и дотов при помощи прямой стрельбы), а также для укрепления подразделений, которые были вооружены средними и легкими танками.

File:Кв-2 3.jpg

 

КВ-85

КВ-85 являлся тяжелым танком советской армии во время Великой Отечественной. Сокращение КВ расшифровывается просто, как Клим Ворошилов. Это официальное название тяжелых танков серийного производства во время 1940-1943 годов, в честь героя гражданских войн, а также политического и военного деятеля СССР Клемента Ефремовича Ворошилова. Индекс 85 свидетельствует о калибре вооружения.

Данная боевая машина сконструирована бюро опытного завода 100 в середине 1943 года, как достойный ответ на появление у противников тяжелого танка «Тигр».

 

File:KV-85 left side view.JPG

 

Средний танк ОТ-34

ОТ-34 являлся огнеметным средним танком советской армии во время Великой Отечественной Войны. Был создан на основе Т-34. В отличие от пулеметного танка оснащался пороховым автоматическим поршневым огнеметом марки АТО-41, имеющего конструкцию Аристова. Огнемет располагался на месте пулемета, что в сравнении с КВ-8 давало возможность сохранить 76-мелиметровую пушку. Экипаж данного танка сокращался до троих человек. ОТ-34 сконструирован в 1941 году, а его серийное изготовление началось в 1942 и длилось до 1944 года. Общее количество выпущенных От-34 оставило 1170 единиц, не учитывая ОТ-34-85. таким образом, именно данный танк являлся наиболее массовым танком Второй Мировой среди огнеметных.

 

File:TankT34.jpg

 

Танк Т-80

Танк Т-80 был разработан специальным конструкторским бюро (СКБ) машиностроения (раньше это было КБ-3 Кировского завода в городе Ленинград) группой инженеров под управлением Попова. Данный танк стал дебютным серийным танком с силовой установкой на основе газотурбинного двигателя. Данные разработки стартовали в СССР ещё в 1955  - 58 годах. В то же  время были созданы и проверены в работе два прототипных газотурбинных двигателя, мощность которых 1000 лошадиных сил.

 

Танк Т-18

Т-18 (или МС-1) являлся пехотным легким танком советской армии 20-х годов. Танк был сконструирован в 1925-1927 годах на базе французского танка ФТ-17, а также его итальянского собрата ФИАТ-3000. Данный танк стал дебютной советской разработкой. Производился серийно с 1928 по 1931 года. Выпущен в незначительном количестве (всего 959 единиц), не считая опытного образца. На срезе 20 и 30-х годов Т-18 был основой танкового парка советской армии, но в короткие сроки был вытеснен более совершенными Т-26.

 

File:T-18-Kubinka1.jpg

 

Т-27 – танкетка

Т-27 являлась танкеткой советских войск. Производилась с 1931 по 1934 года. Т-27 относилась к классическим танкеткам, которые не имеют башни. Компоновка Т-27 отличалась значительной плотностью. В переднем участке корпуса имелась трансмиссия, в середине – двигатель, а в заднем – экипаж, который состоял из двух специалистов – командира-пулеметчика и механика-водителя. В верхнем участке корпуса было три откидных колпака, которые перекрывали доступ к местам членов экипажа и к силовой установке.

 

Т-28 - средний танк

В 1929 году правительство СССР дало добро на осуществление новой программы оснащения советской армии специальной бронетанковой техникой. В рамках данного решения была разработана «Система авто-, тракторно- и броневооружения красной армии». Данной системой предусматривалось поставить на вооружение советской армии бронированные боевые машины самого различного назначения. Для значительного качественного усиления общевоенных соединений при наличии достаточно укрепленных полос обороны предназначался средний Танк - 28, прообразами которого являлись английские А1 «Эндепендент» и А6.

 

Т-35

Пятибашенный тяжелый танк Т-35 был задуман как качественное усиление общевоенных соединений АПИ в осуществлении прорыва через сильно укрепленные полосы обороны врага. Поступал данный танк в резерв главнокомандования. В 1931 году был создан экспериментальный экземпляр пятибашеннного тяжелого танка. В 1932 году инженерами ОКМО «Большевик», конструктором Барыковым и специалистами из ХПЗ им. Коминтерна проводилась разработка чертежно-технической и прочей документации для организации изготовления данного танка в серийном масштабе. Первые прототипы Т-35 появились в 1933 году.

 

Т-44

Советский средний танк Т-44 был спроектирован в 1943-1944 годах конструкторами бюро Уралвагонзавода под управлением Морозова. Основная цель – замена Т-34 в роли ключевого среднего танка красной армии. Тот факт, что по внешнему виду данный танк напоминал Т-34-85, не влиял на конструктивные отличия Т-44, которые очень отличались и по большому счету представляли новое поколение танков, среди которых можно выделить и послевоенный танк Т-54.  Серийное изготовление Т-44 было начало в 1944 году, но во время войны оно велось в ограниченных количествах, чтобы не повлиять на выпуск Т-34-85, во время крупномасштабных наступательных действий.

File:T-44.jpg

технологии рассказ СССР Танки врем статья

Login NoCENS

Register

Forgot password

Donate


♥ 2
Send link to Twitter
Send to Facebook
Similar posts
Comments
Information

Members of Гости cannot leave comments.