26.03.2015, 21:55

Янка Дягилева

Сначала читаем статью "Звукофрения"

Эта удивительная девушка, надрывным голосом певшая песни, больше походившие на стихи с неземными рифмами и смыслами, умерла в 24 года. Официальная версия – самоубийство. Интервью она не давала, не видела в этом резона. Нам остались лишь отрывки записей, чьи-то мнения, оценки, взгляды, осуждения, противоречивые заявления о ней и её песни, песни, стихи…

 

Какой же на самом деле была эта девушка? С помощью системно-векторной психологии можно составить достаточно точный её портрет. Стихи ее проникнуты звуковыми смыслами, как будто они пришли к нам не из этого мира. При просмотре видео понимаешь, что перед нами не просто случайная девочка на сцене. Уретральный драйв и оторванный от тела звук, поющий все о своём, а под конец все больше о смерти….

«Янка — легенда. Янка — идеал почти для каждой рок-девочки и Дева Мария почти для каждого рок-мальчика. Мир ловил ее и не поймал. Теперь уже поздно. Мир ищет, но не для того, чтобы посадить в клетку, превратить в пустой идеал. Для того, чтобы осознать, что он потерял».

Янка — имя, ставшее легендарным в среде русской рок-музыки. Ее энергетика буквально сбивает с ног, ранит, заставляет содрогнуться, замереть. Янкины тексты оглушают, шокируя неподготовленного слушателя. Каждый находит свой смысл в этом бесконечном лабиринте символов. Это особенный язык. Язык полуслов, полузагадок, переплетающихся таинственной нитью с образами и знаками.

 

Янка Дягилева

 

«Стихи Янки Дягилевой поражают удивленным взглядом, обращающим знакомые предметы во что-то сказочное: «в середине дыра под проволокой – гитара», «телевизор будешь смотреть – козленочком станешь»; обостренный слухом, тревожно всполошившимся, – чу: «на берегу размытой боли звенят набатом зубы о край граненого стакана»; испуганным шепотом: «Мне все кричат: берегись…» Да что там цитаты, такие вещи, как «На Черный День», «Особый Резон», «Домой!», «Деклассированным Элементам», «Ангедония», – надо приводить целиком. Да кому надо, уже все слышал, наверное, на записях».

 

Эта странная полноватая, несколько мальчиковатая девушка просто выходила на сцену с гитарой и заставляла слушателей замереть в едином порыве. Гитара, голос, смыслы. Этого было достаточно, чтобы люди полюбили Янку раз и навсегда. «Янка была очаровательна и застенчива, на концерте же ее мужская, почти медвежья мощь покрывала зал с головой. Когда она пела «Никто не знает, как же мне х…», милиция почему-то не бросалась размахивать черными дубинками: сержанты цепенели от ее интонаций, офицеры слушали, сжав зубы. Это было оружие той силы, что сопротивляться ему, как и подделать его, невозможно».

 

 

Манящее окно или глубина воды…

Янка Дягилева — яркий пример уретрально-звукового сочетания векторов, помимо этого, у нее были оральный и зрительный вектора. Янка — любительница вставить в песни матерное словцо, обладательница пронзительного мощного голоса. Те, кто был знаком с ней, рассказывают, что в жизни она часто была веселой.

«При жизни, – а с замиранием у сердца ждешь, что вот сейчас дыхание у Янки кончится, и она споткнется на какой-нибудь банальной «рыбе». Но тут вклинивается издевательски-абсурдное «знамя на штык, козел в огород» — и вся эта чудная пирамида вместо того, чтобы развалиться на куски, уплывает неведомо куда, и уже «параллельно пути черный спутник летит» — все завертелось по новой».

 

yanka205a

 

Сочетание уретрального и звукового векторов дает так называемый суицидальный комплекс. Это значит, что у человека с таким векторальным набором периоды повышенной творческой и сексуальной активности внезапно сменяются тяжелыми депрессиями. И чем чаще происходят эти скачки, тем страшнее переживания. Особенно болезненно такими людьми переживается период перехода из «сверхактивности» в «депрессию». Именно тогда и может случиться суицид.

Умирают они не от того, что им надоело жить или они не любят свою жизнь. Жизнь они любят больше всего на свете. Умирают от того, что в уретральном векторе нет ценности собственного тела. А когда звук оторван от нижних векторов, то такие люди вообще перестают ощущать тело и душу. Это особенные темные состояния, и испытывать их для человека не подготовленного очень тяжело.

Для уретрального звуковика это миг, он входит в эту тьму, вдыхает ее и для него не остается больше никаких вопросов. Его состояние в это мгновение несовместимо с жизнью. Даже нельзя сказать, что «он решился» или «он надумал», у него даже размышлений нет. Это не мысль кинуться в окно. Он кидается в него без всяких мыслей.

Любой уретральник любит жизнь, но есть вещи, которые в уретральном векторе важнее жизни. Он всегда готов отдать свою жизнь за стаю, за множество вещей. В этом подвох и этом особенность «темных» состояний уретрального звуковика.

 

Семья маленькой Янки обитала в старом доме без удобств, денег было немного. Учителя и одноклассники Янки всегда отмечали ее отстраненность. Янка была одиночкой, она много писала, сочиняла. По творческим работам всегда были высшие оценки, а с собой у нее всегда была тетрадка, куда девочка записывала стихи. Эти произведения читались лишь избранным – самым близким людям.

 

Уретральный вектор Янки проявлял себя в поисках нестандартных решений, в неожиданных мыслях и точках зрения, которые девочка смело демонстрировала учителям, твердо отстаивая свою позицию. Янка не была отличницей, хуже всего давались точные науки, но учителя видели в ней большой потенциал.

 

Родители обнаружили у девочки склонность к музыке и отдали ее в музыкальную школу на класс фортепиано. Но не терпящий принуждения уретральный вектор Янки тут же встал в позу: она занималась из-под палки, испытывая ужасные страдания. Ничего не получалось. Благо, девочке достался чуткий и внимательный учитель, который тонко прочувствовал характер Янки и попросил родителей не издеваться над ребенком и не принуждать заниматься музыкой. Ошеломленные мама и папа вняли советам преподавателя, и свершилось чудо: Янка сама стала музицировать и быстро освоила игру в две руки. Позже научилась играть и на гитаре.

 

yanka82

 

Янка была очень нежным существом, проявляя ко всему живому зрительное сострадание. Девочка тащит домой всевозможную живность, лечит и вздыхает, что нельзя помочь всем зверушкам. Зрительный вектор проявляется так же в увлечении астрологией в старших классах. Помимо этого, Янка с успехом участвовала в школьных театральных постановках.

 

Все одноклассники видели в этой странной девочке как бы одновременно два разных человека: нахальная, грубая, неуклюжая, колючая снаружи и очень тонкая, деликатная, ранимая, чувствительная и сочувствующая внутри. «Янка повзрослела очень рано. Казалось, она всегда была угрюмая. На самом деле она просто уходила в себя, жила своим миром. Она открывалась лишь в своем тесном окружении. И эту ее сторону никто не видел».

 

По-настоящему будущая поэтесса раскрывалась, когда у нее в руках оказывалась гитара. В эти секунды девочка преображалась и как будто открывала свою чудесную многогранную душу навстречу миру.

 

«Чем потрясла меня Янка? Истинной трагичностью творчества, необыкновенной вообще для рока конца 80-х. Вред совкового бытия, мрачность урбанистических закоулков и затерянность в них человека в Янкиной интерпретации выглядят не иронической чернухой, не мрачным фарсом, а именно тем, что в классические времена называлось высокой трагедией. Даже совершенно матерные куплеты звучат трогательно, горестно и чисто. Трогательно, горестно и чисто…»

Рок-тусовка. Творчество Янки

 

covera

 

В 1985 году Янка познакомилась с Ириной Летяевой – «рок-мамой» Новосибирска, которая в то время занималась координацией всевозможных рок-концертов и квартирников в городе. Кто только ни побывал в ее квартире! И Шевчук, и Башлачёв, и Гребенщиков, и Кинчев, и многие другие известные музыканты того времени останавливались здесь и могли жить месяцами. И именно с этой поры Янка начинает постепенно превращаться в звезду русского рока.

 

Больше всего, наверное, на Яну Дягилеву оказала сильное влияние одна важная встреча – знакомство с уретральным звуковиком СашБашем. Похожий сценарий сыграл свою роль: и Янка, и Александр Башлачёв разглядели друг в друге родственные души. Это был особенный союз-дружба, когда между людьми существует взаимопонимание без слов.

 

Случайность ли, но именно после этой знаменательной встречи Янка бросила свой университет, осознав, что это совсем не то, чего она хочет от жизни. С этого момента она начинает серьезнее относиться к своему творчеству, забрасывает подруг, тусовки и больше времени уделяет непосредственно сочинительству. Александр Башлачёв как будто подтолкнул запутавшуюся Янку на верный путь. Позже именно ей СашБаш подарит свои легендарные колокольчики, с которыми он не расставался ни на одном концерте. «Ваша дочь понимает о жизни гораздо больше, чем вы можете подумать», — сказал Башлачёв отцу Янки.

 

«После Башлачева мне не приходилось слышать ничего столь своевольного и в то же время сложенного, возникающего как бы единым духом, сразу и целиком», — напишет Катя Пригорина о Янке.

 

Янка нигде не работала. Уретральнику всегда трудно работать на кого-либо, ибо на любой работе существует принуждение и распорядок дня. Нельзя опаздывать, прогуливать, все должно быть «по плану». Для Янки же, все время грезящей о «побеге из клетки», пойти работать – это все равно, что загнать себя в ту самую клетку.

 

Отношения с мужчинами у Янки были особенные. Окруженную большим количеством мужчин, Янку воспринимали за «своего парня». Плюс к этому она часто говорила о себе в мужском роде. Отец удивлялся тому, как столь юная особа умеет командовать парнями. Хотя своих избранников Яна всегда боготворила и превозносила, как, например, Егора Летова.

 

yanka433

 

Многие говорят о том, что Егор Летов, анально-кожно-мышечный звуковик с оральностью и зрением, оказал большое влияние на творчество Янки. Некоторое время они жили вместе. Что говорить, теперь с нами нет уже и Егора.

 

«Все думают, что это был такой серьезный человек, трагический, что она с собой покончила. А она и не собиралась, она вообще собиралась альбом писать. Это был веселейший человек, веселее всех нас вместе взятых. Понимаете?» — скажет Егор Летов о своей «боевой» подруге.

 

Как и любого обладателя звукового вектора, Янку волнует вопрос «Зачем это всё?» Вспомните Александра Башлачева, который считал, что творчество невозможно без внутреннего осознания этого вопроса. У Янки мы слышим тот же самый мотив. Вопрос, заданный бесконечное количество раз в завершении к песне «Домой!», как бы показывает: чем дальше, тем больше жажда поиска смыслов. Вопросы поистине бесконечны и звучат в песне с непреодолимым отчаянием: «За какие такие грехи задаваться вопросом зачем И зачем и зачем и зачем и зачем и зачем…» Словно навязчивая идея, словно заезженная пластинка. От этой мысли не отмахнуться, нельзя ее забыть. Как жить?

 

Окружающий мир воспринимается враждебным, полным подделок и фальшивок, которые сковывают по рукам и ногам. От этого мира хочется бежать как можно дальше. Свобода – ключевой лейтмотив творчества Янки.

 

От этих каменных систем
В распухших головах
Теоретических пророков
Напечатанных богов
От всей сверкающей звенящей и пылающей
хуйни
Домой!

 

От голода и ветра
От холодного ума
От электрического смеха
Безусловного рефлекса
От всех рождений и смертей
перерождений и смертей
перерождений
Домой!

 

Часто в ее песнях проскальзывает мысль-желание оградиться ото всех. «Я неуклонно стервенею с каждым смехом, с каждой ночью С каждым выпитым стаканом Я заколачиваю двери, отпускаю злых голодных псов С цепей на волю..»

 

Несмотря на все это, Янка испытывает сострадание по отношению ко всем людям. Ведь главные герои ее песен – те же люди — трагические герои, удивительно чувствительные и ранимые, потерявшиеся в мире земном. «Как же сделать, чтоб всем было хорошо?» — спрашивает лирическая героиня «Нюркиной песни».

 

Творчество Янки пронизано фольклорными мотивами. Тот же самый мат, который Янка, как представитель орального вектора, буквально смакует в своих песнях, оживляет нарочито «правильный язык».

 

Неподдельная искренность Янки, ее живые эмоции и потрясающая энергетика питала всех, кто находился рядом. Недаром о ней скажут: «Ты, Янка – большая река».

 

 

Начало конца

 

 

17 февраля 1988 года оканчивает жизнь самоубийством Александр Башлачёв. Для Янки это было страшным ударом, запустившим необратимый процесс депрессий и темноты.

 

«Это он дает мне знак, что пора уходить», — роняет она на похоронах своего собрата по идеям. Начался отсчет. Жить Янке оставалось около 3 лет, в течение которых депрессия все больше и больше поглощала девушку, засасывая в свой омут.

 

yanka306a

 

В течение 88 года Янка ссорится со многими своими друзьями. В биографиях пишут, что руку к этому приложил Егор Летов. Что было на самом деле, сказать сложно. Уретральные звуковики — очень сложные люди, все окружающие понимают, что они великие, но терпеть их больше ни у кого нет сил. Уретральники большие, психически «тяжелые» люди, тем более со звуком. А все хотят легкости бытия, никто не хочет себе на голову постоянную заботу о стоящем одной ногой на подоконнике человеке.

 

Пока Янка завоевывает Москву и Питер, ее стихи и песни наполняются тяжелыми мотивами. Буквально в каждой строчке – самоубийство. Первые «знаки», которые активно подает всем окружающим уретральный звуковик. «По шершавому бетону на коленях вниз Разлететься, разогнаться – высота, карниз». Мысли о том, что Александр Башлачёв «протоптал дорожку» для Янки не перестают преследовать девушку. «От меня в этой жизни всем только неприятности и страдания. Все вздохнут с облегчением, когда я исчезну», — повторяла она раз за разом.

 

И, тем не менее, доля правды была в словах поэтессы. Дело в том, что люди, находящиеся в близком окружении уретрального звуковика в депрессии, испытывают тяжелые ощущения от общения с таким человеком. Им невыносимо постоянно переживать за уретрального звуковика, они морально устают и начинают отворачиваться от него в самые тяжелые моменты жизни. Пока человек всеми силами пытается нащупать соломинку, которая привяжет его к этому миру, окружающие всеми силами отталкивают его, подсознательно желая, чтобы все это быстрее прекратилось. Мы сами не осознаем, как желаем смерти уретральному звуковику и одновременно ничего не можем с этим сделать.

 

yanka34_colПереходы, раскачки идут все чаще, депрессия все глубже… И все ждут, сами боясь своей мысли, которая приходит все чаще « ну давай, прыгай уже, сил нет тебя больше выносить..» После смерти гораздо проще любить, но уже вздохнув с огромным облегчением. Не потому что кто-то плохой человек, а просто потому что тяжело… Все ждали, чтобы Цой ушел, Высоцкий, Башлачев, как ни дико это может прозвучать. И пусть здесь многие оскорбятся и будут доказывать, как они страдали, переживали из-за него, как они желали ему всех благ. Понятно, это же наша объясняловка и рационализация. Их любили, ими восхищались… и пропустили. Пропустили момент полета в окно… Во всех случаях один и тот же сценарий. С помощью системно-векторной психологии понять не сложно – несложно почувствовать приближение этого момента и… удержать его на краю. Остается надеяться, что рядом со следующим уретрально-звуковым гением окажется системно мыслящий человек…

«Искусство никого ничему не учит. Оно выражает. То же и Янкины песни. Не декларация, не прокламация, а «детский крик за углом» - вот образ этой поэзии. Да, поэзии; а почему русская поэзия 60-70-80-х годов приняла вот такую форму — вопрос отдельный. Да, детский крик, детский плач, не от ума, не от большого сердечного опыта, а, скорее, от болезненности его. Не плач ребенка, у которого отняли шоколадку, а адский вопль из квартиры, в которой висит только что убивший маму папа, а орущее существо не может дотянуться до замка, чтобы выйти. Теперь Янка тоже — и утонула, и сгорела, как та комета».

 

В 1989 году отец Янки женится и переезжает к новой жене, с Егором Летовым отношения разрушились, друзей не осталось. Казалось бы, уже не за что держаться. Но Янка всеми силами борется за жизнь, пытается остаться. Это ей удается на протяжении еще двух лет. Депрессия то откатывает, то нахлынывает вновь волнами. За два года жизнь Янки насыщена концертами, фестивалями и записями. На многих из мероприятий девушка выглядит воодушевленной и энергичной.

 

Но чем дальше, тем хуже. Многие замечают, что Янка из года в год выступает с одним и тем же репертуаром: новые песни не появляются. Теперь даже за творчество не удается удержаться. «Я еще тогда подумала: зачем она приехала, если ей нечего сказать? Потому что песни были все старые, и она какая-то неэнергичная… Это было за полгода до ее смерти. Видно было, что человек немножко не здесь… что-то происходит в жизни». Последний и окончательный взрыв депрессии произошел зимой 1991 года. Тогда Янка полностью уходит от общения с близкими, замыкается в себе, отказывается от концертов. Она переезжает из общежития в родительский дом, где живет абсолютно одна.

 

«Один Янкин знакомый, Андрей Ковалёв, рассказывал, что приходил к ней домой как-то по весне и спросил: «Ну, как живёшь, Яныч?» А она ответила: «А я не живу…»

 

Родственники пытаются всячески помочь Янке, но ей становится все тяжелее и тяжелее. Весной ее зовут на фестиваль в Москву, но по приезду она весь день лежит на кровати, уткнувшись лицом к стенке, а потом уезжает домой. Уретральные звуковики, пытаясь всеми силами удержаться в этом мире, постоянно дают знаки своему окружению. Так Янка за две недели до роковой даты дала «обет молчания» и ни с кем не разговаривала. Тут еще в семье случилась трагедия: погиб сводный брат – Сергей, который также был одной из соломинок, за которую Янка удерживалась в этом мире. О смерти брата девушка узнала 4 мая. Эта утрата, скорее всего, была последней каплей. Родители (отец и мачеха) теперь полностью погрузились в свои переживания. Янка осталась совсем одна, без единой родной души.

 

9 мая, когда Яна со своей семьей поехала на дачу, девушка ушла прогуляться в лес и не вернулась. Родители сначала не придали этому значения: в последнее время Янка могла исчезнуть внезапно и к этому все привыкли, но потом забили тревогу, начались поиски. Тело легенды рок-музыки нашли лишь 17 мая в реке Иня. Говорят, 10 мая некоторым близким людям Янки пришли открытки с последним посланием от девушки: «Пускай у тебя все будет хорошо. Я тебя очень люблю. Дай Бог избежать тебе всех неприятностей».

 

yanka117a

 

При жизни Янка избегала давать какие-либо интервью. «…Я вообще не понимаю, как можно брать-давать какие-то интервью. Я же могу наврать – скажу одно, а через десять минут – совсем другое. А потом все будут это всё читать. Ведь человек настоящий, только когда он совсем один – когда он хоть с кем-то, он уже играет…Я настоящая, только когда одна совсем или когда со сцены песни пою…» Типичная позиция человека со звуковым вектором. Мысль изреченная есть ложь. Поэтому о личности этой необыкновенной девушки мы можем судить либо со слов и воспоминаний других людей – что не всегда объективно, либо через призму ее творчества.

 

Включите песни Янки Дягилевой и послушайте. Внимательно послушайте. Только тогда вы сможете расслышать настоящую Янку – такую, какой она была и какой она осталась в сердцах людей. Неземную, особенную, гениальную, чей внутренний мир смог вместить в себя настоящий дух российского менталитета.

 

Придет вода
По той воде пузырьки — над нею радуги-мосты
Чего б не ждать дуракам — зима да лето одного цвета
Зима да лето одного цвет
а…
Не сохнет сено в моей рыжей башке
Не дохнет тело в моем драном мешке
Не сохнет сено в моей рыжей башке
Не вспыхнет поле на другом бережке
Придет вода
Придет вода
Я буду спать
Придет вода.

музыка Янка Дягилева янка дягилева биография звукофрения

♥ 7
Send link to Twitter
Send to Facebook
Similar posts
Comments

♥0
29 March 2015 02:48
Да, классная чувиха была!С Летовым они были полностью совместимы)

https://youtu.be/0g1_b2yPA3s
Information

you cannot leave comments.